Странные мы, все-таки люди: назвали газокомпрессорными станциями (ГКС) то, что по логике правильно называть газоперекачивающими (ГПС).
Мы ведь не называем швейную мшину игольчатым механизмом, поскольку в ее конструкци всегда присутствует игла, а швейный цех не называем игольчатым цехом… Дело в том, что название устройству дается не по названию одного из элементов его конструкции, будь то игла или компрессор, а по выполняемой функции. Магистральные газопроводы строятся не для компрессии газов, а для перекачки их с месторождения к потребителю, поэтому логично и производственные отделения (станции, цеха) называть не компрессорными, а перекачивающими, сокращенно — ГПС. К тому же, основное устройство, обеспечивающее выполнение основной функции станции, называется газоперекачивающим агрегатом (ГПА).
Теперь о другой странности.
То, что на схеме вы видите под названием «Компрессор» логичнее было бы назвать насосом… Однако, прежде в составе ГПА-Ц-6,3 это называлось «нагнетатель».
Соответствовало ли прежнее название назначению устройства? Отвечу : да, поскольку в слове нагнетатель просматриваются две составляющие: давление и перемещение, т.е. это устройство через давление «гонит» газ по трубопроводу.
В отличие от нагнетателя компрессор не перекачивает, не «гонит», а сжимает газы до избыточного давления. Перемещение газов в нём не просматривается. Оно может иметь место, как средство, но не как цель. Поэтому правильнее было бы вернуться к прежнему названию этого устройства — «НАГНЕТАТЕЛЬ», а производственные цеха магистральных газопроводов сокращенно называть «ГПС».
Вернемся к газоперекачивающему агрегату, прежде всего мы говорим о двигателе, как одной из основных составляющих ГПА. Между двигателем и компрессором находится улитка, отводящая выхлопные газы от двигателя. Через центральное отверстие в улитке проходит вал, соединяющий компрессор с двигателем. Этот вал часто называют промвалом, иногда торсионным, но согласно прикладной науке «Детали машин» следует правильно называть: «вал», поскольку так называют оси, которые передают крутящий момент…
Вот и все основные части газоперекачивающего агрегата… В принципе всё очень просто, правда?..
В замечательном фильме о ракетостроителях «Укрощение огня» была произнесена интересная фраза, которую я воспроизвожу по смыслу : «В принципе человека можно из одной точки пространства перебросить в другую по электрическим проводам, но проблемы, которые возникают при этом оказываются трудно преодолимыми…»
Так и здесь. В тесном пространстве газоперекачивающего агрегата собраны горючие вещества (газ, масло), имеется огонь в камере сгорания двигателя, имеется кислород в атмосфере и сжатый воздух в компрессоре двигателя. Малейшая неисправность, утечка газа либо масла и взрыв гремучей смеси неизбежен. Последствия такого взрыва ужасны.
Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull), парализовавший авиарейсы Европы в апреле 2010 года может выглядеть безобидной детской дымовой шашкой в сравнении с полукилометровым столбом пламени вырвавшегося из магистрального газопровода. Укрощение огня имеет место не только в ракетостроении, но и на магистральных газопроводах.
Здесь это — серьезнейшая проблема и ей придается важнейшее значение. Поэтому для обеспечения безопасной работы ГПА в его состав включаются многочисленные средства предупреждения и системы защиты.
В результате все оказывается не так просто, однако в итоге мы всё же получаем симпатичный голубой огонек газовой плиты на нашей кухне, который уже несколько десятилетий делает нашу жизнь более комфортной. Напоминаем : в России мы – первые!
Покажите нам любую площадку возле магистрального газопровода, и вскоре на ней как грибы после дождя дружно поднимутся семейства новых ГПА!
E-mail: gpac163@gmail.com