НК-93 ЖДЁТ СВОЕГО ЧАСА.
И, наконец, о последнем, уникальном «детище» генерального конструктора.
В качестве последнего подарка Газпрому для Газоперекачивающих агрегатов (ГПА) КБ Н.Д. Кузнецова разработало новый надежный и высокоэкономичный привод нагнетателя ГПА -наземный двигатель НК-38СТ.
Он был создан на базе Турбо- Винто- Вентиляторного Двигателя НК-93, который планировалось устанавливать на магистральные самолёты Ил-96, Ту-204 и перспективные грузовые Ту-330.Предполагалось двигатель НК-93 ввести в эксплуатацию в 1993-м году.
НК-93 представляет собой гибрид турбовинтового (ТВД) и двухконтурного турбореактивного (ДТРД) двигателей, обладает:
— тягой 18 тн. на взлетном режиме,
— удельным расходом топлива 0,49 кг/(кгс*ч.) на крейсерском режиме
Авиадвигатель имеет сравнительно большие диаметральные габариты (мидель изделия).
Диаметр вентилятора НК-93 составляет 2900 мм. Это обеспечивает высокую степень двухконтурности: 16,6.
Такая двухконтурность двигателя серьезно повышает полетный КПД, а капотирование вентилятора позволяет увеличить полетный КПД ещё на
7 процентов.
Двигатель НК-38СТ, устанавливаемый в ГПА винто-вентилятора не содержат, его установка в газоперекачивающий агрегат не сопровождается какими либо неудобствами а высокий КПД несомненно серьезное достоинство этого привода!
НОУ-ХАУ НК- 93 и НК- 12
Другая конструктивная особенность этих двигателей – наличие уникального редуктора, приводящего винты и вентилятор во вращение. От непревзойденного до сих пор ТВД НК-12 двигатель НК-93 взял редуктор, в котором один вал вращается по часовой стрелке, а другой — против.
Дело в том, что на других турбовинтовых двигателях из-за отсутствия спрямления потока воздуха за винтом теряется КПД силовой установки. На двигателях НК-12 и НК-93 вторые соосные лопасти и вторая ступень вентилятора спрямляют поток и благодаря этому тяга и полетный КПД двигателя увеличиваются.
Кроме увеличения полетного КПД, редуктор через вторую ступень вентилятора снимает с крыла самолета реактивный закручивающий момент от двигателя.
Это позволяет:
— облегчить конструкцию крыла самолета,
— повысить поперечную устойчивость при эволюциях самолета,
— сделать крыло тоньше с лучшими аэродинамическими характеристиками, что также снижает расход топлива.
В Газпроме применение уникального редуктора не рассматривается (крыльчатка нагнетателя ГПА вращается только в одну сторону).
«СЛОНА- ТО Я И НЕ ПРИМЕТИЛ…»
Оппоненты ставят в недостаток двигателю НК-93 его габариты (большой диаметр вентилятора). Но им невдомёк, что будущее транспортной авиации принадлежит именно таким двигателям.
За этим «неудобством» скрывается конкурентное преимущество высокого полетного КПД двигателя, который напрямую зависит от диаметра вентилятора.
Во времена проектирования двигателя, специалистами всех стран утверждалось, что углеводородов (нефти) на нашей планете осталось не более, чем на 50 лет!
Поэтому для транспортной авиации показатель скорости не столь критичен, как топливная эффективность двигательной установки и самолета в целом.
Рано или поздно, независимо от нашего желания, концепция транспортного самолетостроения будет пересмотрена в пользу двигателей с высокой степенью двухконтурности.
При этом обнаружится, что турбина и вентилятор двигателя при высокой двухконтурности плохо согласуются. Без редуктора здесь никак не обойтись.
Н.Д. Кузнецов это всё предвидел, поэтому на двигателе НК-93 установил уникальный редуктор!
Но это не всё: Газпром и Авиапром — почти братья!
НК-93 имеет одинаковый турбокомпрессор с двигателем НК-38СТ, который эксплуатируется в составе ГПА в Газпроме.
Теперь, спустя полвека, Газпром может вернуть долг Авиапрому России и конкретно Самаре за первый газоперекачивающий агрегат СССР ГПА-Ц-6,3 с авиационным приводом нагнетателя ГПА — конвертированным двигателем НК-12СТ!
При серийной эксплуатации НК-38 в Газпроме турбокомпрессор на двигателе НК-93 может быть доведен до высочайших кондиций!
Ресурсы конвертированных авиадвигателей на предприятиях газовой промышленности исчисляются уже не тысячами часов, а десятками тысяч и даже доходят до сотни тысяч! Экономисты, считайте выгоду, она прекрасна!
НК-93, и его «родной брат» НК-38СТ, устанавливаемый в ГПА без всяких сомнений, конкурентоспособные изделия не только на российском, но и на мировом рынке. Нужно быть слепым, чтобы игнорировать это!
Теперь Газпром и Авиапром России благодаря конвертации авиационных двигателей стали ближе друг другу, теперь они почти братья!..
РАБОТЫ НЕ ПРЕКРАЩАТЬ, А ФОРСИРОВАТЬ!
Двигатель НК-93 был изготовлен в десяти экземплярах, прошел успешно все стендовые испытания, был установлен на летающую лабораторию — самолет ИЛ-76ЛЛ, успешно и с превышением подтвердил заявленные параметры, после чего … был чиновниками снят с дальнейших испытаний «за отсутствием денежных средств» на завершение программы???
Для завершения программы летных испытания и принятия решения о серийном производстве двигателя НК-93 достаточно 1 миллиарда рублей, однако, чиновники, вопреки распоряжениям Президента страны не выделили эту сумму.
ПИЛИТЬ ИЛИ НЕ ПИЛИТЬ?
И в то же время, они (чиновники) готовы выделить 80 миллиардов на новый проект…Понятно, что 80 миллиардов «пилить» перспективнее, чем 1 миллиард.
Однако, найдутся ли эти деньги в новой политической обстановке, когда санкции и падение цен на нефть и без того напрягают слабую коррумпированную экономику России?
И где гарантии, что альтернативный проект стоимостью более 80 миллиардов будет успешнее НК-93?.. ( но кто сказал, что и новый проект они не остановят на последнем этапе испытаний, чтобы снова затребовать инвестиций?)…
ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА БЕЗ ЗАРПЛАТЫ!
Пример нарушения финансовой дисциплины на строительстве космодрома «Восточный» ставит под сомнение гарантии и финансовую эффективность альтернативного проекта.
Может быть, всё же правильнее вложиться одним миллиардом в состоявшийся проект НК-93 и не рисковать напрасно?..
Можно поверить в близорукость госчиновников, но тогда встает вопрос:
Почему на международной выставке — авиасалоне МАКС -2007 в Жуковском двигатель НК-93 был спешно чиновниками удален с маршрута следования Президента страны, который интересовался судьбой двигателя?..
СТРЕЛЯТЬ НА ВЗЛЁТЕ!
Охотники знают, что уток следует стрелять на взлете!
Их не достать, когда они поднялись высоко в небо. И к ним не добраться, когда они прячутся в зарослях камыша.
Так нашими российскими чиновниками был на взлете «подстрелен» (надеюсь не смертельно) уникальный авиадвигатель НК-93.
Близорукость это или корыстный расчет?..
И, неужели необходимо вначале продать двигатель американцам, как это случилось с двигателем НК-33, чтобы доказать чиновникам уникальность, конкурентоспособность и стратегическую необходимость его серийного производства?
РЕШАЮЩЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВО.
Чиновнику и постороннему человеку тяжело понять, что сегодня «какой-то редуктор, железяка» в век нанотехнологий, может оказаться решающим преимуществом в авиадвигателестроении, но это так.
История НК-12 — ярчайшее этому подтверждение.
До сих пор никому в мире не удалось изготовить ничего подобного!
В условиях изменения экономико-политической ситуации запуск в производство авиадвигателя НК-93 становится стратегически важной целью!
ПРОДОЛЖИТЬ ПРЕРВАННЫЙ ПОЛЁТ!
Пришло время Газпрому вернуть долг Российскому Авиапрому, за ГПА-Ц-6,3 поддержав материально, последнее, как всегда, гениальное слово конструктора – авиадвигатель НК-93 и его «брата»- наземный двигатель НК-38СТ, используемый в качестве привода нагнетателя в современных газоперекачивающих агрегатах Газпрома .
Наследники выдающегося конструктора готовы продолжить прерванный полет и не только вернуть в небо России лучший авиа двигатель на многие годы, но и поставить Газпрому его наземного брата НК-38СТ в необходимых количествах !
ОТ ВИНТА!
В итоге, без больших затрат и быстро мы можем получить не только лидерство в новой нише винто-вентиляторных авиационных двигателей, но и новые транспортные самолеты, которые не могут быть построены без соответствующих двигателей и более экономичные современные газоперекачивающие агрегаты в Газпроме.
Дадим столь любимую в авиации команду всем противникам проекта :
«ОТ ВИНТА!»
МЫ ВПЕРЕДИ ПЛАНЕТЫ ВСЕЙ!
Двигателям НК-93 и НК-38СТ — зеленую улицу, чистого неба и надежного магистрального трубопровода!
Успехов, бог в помощь. Надеюсь что вам все удастся.
Считаю, работа обязательно должна быть продолжена — если при уже довольно старом газогенераторе достигаются такие показатели удельного расхода, значит, заведомо выигрышна сама концепция. А осовременивать газогенератор помодульной заменой узлов от серии к серии можно и в процессе эксплуатации.
Любопытно было бы увидеть вариации с изменением размеров винто-вентилятора (скажем, под меньшую взлётную тягу, но высокое крейсерское М) — это уже семейство.