ОСТАНОВИТЬ ПАДЕНИЕ !
В конце семидесятых годов прошлого века в Газпроме СССР в связи с износом основных фондов намечался острый кризис. Газпрому на выручку пришел
Авиапром страны и конкретно конструктор авиационных и двигателей из Самары Николай Дмитриевич Кузнецов, который для газоперекачивающего агрегата (ГПА) снял с крыла самолета Ту-95 свой двигатель НК-12, отработавший гарантийный ресурс и переделал его под нужды Газпрома.При этом Самарским специалистам впервые пришлось решить проблему перевода топливной системы двигателя с керосина на газ.
А для обеспечения устойчивой работы магистрального газопровода пришлось отказаться от редуктора и турбину разделить на две части.
Первая ступень, как и прежде, вращала компрессор двигателя, а вторая («свободная») соединялась валом с нагнетателем ГПА.
Таким образом впервые двигатель НК-1 2 стал модульным. (Появился отдельно модуль турбокомпрессора и модуль свободной турбины).
Так Газпром получил для ГПА авиационный привод нагнетателя, который в корне изменил облик газоперекачивающего агрегата (ГПА).
ПЕРВЫЙ БЛОЧНЫЙ ГПА В СССР – ГПА-Ц-6,3.
Идею модульной конструкции агрегата подхватили машиностроители Украины
в СМПО им. Фрунзе , собиравшие на площадках компрессорных станций Газпрома отдельные блоки (модули) в газоперекачивающий агрегат.
Усилием многих предприятий СССР, ведущими из которых были
ОАО «Моторостроитель» в Самаре и СМПО им.Фрунзе в г. Сумы был создан первый блочный ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩИЙ АГРЕГАТ ГПА-Ц-6,3.
Проблемы повышения объема транспортировки газа и замены устаревшего парка газоперекачивающих агрегатов в Газпроме была успешно решена!
Немного истории
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТОР НИКОЛАЙ ДМИТРИЕВИЧ КУЗНЕЦОВ.
В мае 1949 года Самаре крупно повезло. Сюда из Уфы был переведен талантливый специалист на должность главного конструктора авиазавода №2 Н.Д. Кузнецов. С этого момента наш город медленно, но уверенно начал превращаться в столицу практической космонавтики и ведущий центр авиационного моторостроения.
РАКЕТНЫЕ ДВИГАТЕЛИ РД108, РД107
Ракетные двигатели РД-107 и РД- 108 для «Р-7», «Востоков», «Восходов», Союзов», были спроектированы в Москве и переданы в серийное производство в Самару.
В 1958 г. на серийном заводе № 24 (ОАО «Моторостроитель») они были впервые собраны и успешно прошли стендовые испытания.
В мае 1959 года конструктор авиадвигателей Н.Д. Кузнецов и его КБ подключился к тематике — жидкостных ракетных двигатели (ЖРД).
Перед запуском в космос манекена космонавта здесь, в Самаре пришлось двигатели «доводить до ума» с целью повышения надежности их работы.
с 1961 года, — более чем полвека они надёжно выводят космонавтов в космос.
НК-33 — ЛУННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Н.Д. КУЗНЕЦОВА!
В 1960 г. С.П. Королева приехал в Самару и подключил КБ Н.Д. Кузнецова к проектированию и изготовлению двигателя для лунной ракеты Н1.
При этом разработки велись параллельно по трем эскизным проектам двигателей различных размеров и мощностей.
В 1968 г. для повышения надежности двигателей началась их модернизация.
Новые двигатели получили обозначения НК-33, НК-43, НК-31 и НК-39.
РАКЕТА Н1 — НАША МЕЧТА О ЛУНЕ .
В 1972 г. двигатель НК-33 успешно прошел государственные стендовые испытания и был допущен к испытаниям в составе ракеты Н1.
К сожалению, на проекте Н1 отечественная космонавтика серьезно споткнулась и лидерство в освоении космоса после кончины С.П. Королева перехватили американцы.
ЧАС НК-33 НАКОНЕЦ-ТО ПРОБИЛ!
Однако, в августе 2014 г. в Самаре на площадке «Винтай» специалисты ОАО «Кузнецов» при участии представителей американской двигателестроительной компании «Аэроджет Рокетдайн» провели очередные успешные испытания двигателя.
Двигатель НК-33 подтвердил все требуемые заявленные параметры…
Но этого успеха и признания талантливый конструктор, к сожалению, при жизни не дождался.
ЧИНОВНИК, — КТО ТЫ?
В свое время Генеральный конструктор, академик, дважды герой труда, генерал-лейтенант Николай Дмитриевич Кузнецов не подчинился странному приказу сверху уничтожить свои двигатели, за что вскоре поплатился потерей КБ и отлучением от профессии.
Однако, его двигатели, почти полвека, остаются конкурентоспособными и востребованными!
Хочется узнать: кто те люди (нелюди), которые выдали этот приказ и до каких пор наши талантливые земляки не будут признаваться на Родине при жизни до их признания заграницей?
Мы ищем пятую колонну среди поэтов, писателей, журналистов, артистов, но не замечаем никогда в рядах чиновников от власти, почему так происходит?
ЧИНОВНИК… КОМУ ТЫ СЛУЖИШЬ?
Только после того, как серию из 55 двигателей НК-33 закупили американцы для своих ракет «Антарес», позиция наших доморощенных чиновников несколько изменилась.
Теперь, после нескольких стартов американского «Антареса», наконец-то, планируется установка двигателя НК-33 на наш, Российский «Союз-2.1В» и запуск ракеты с нового Восточного космодрома.
Спасибо американцам: они немножко подвинули железобетонные позиции коррумпированных чиновников, разрушивших Авиапром России, но не сумевших эти двигатели отправить на свалку.