Первому магистральному газопроводу СССР — 75 лет!

     «Бугуруслан-Куйбышев», — так называется первый магистральный газопровод СССР, запущенный в работу в военном 1943 году.
31 августа 2018 года в Самаре предприятием ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА на Аллее трудовой славы  была открыта в присутствии специалистов смежных отраслей и официальных лиц города и области стела.Среди официальных лиц были: временно исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Самарской области, министр промышленности и технологии Самарской области Николай Брусникин, генеральный директор компании «Газпром Трансгаз Самара» Владимир Субботин, глава городского округа Самара Елена Лапушкина.
Открытие этого памятника связано с 75-летием запуска в работу первого магистрального газопровода СССР «Бугуруслан-Куйбышев».
7 апреля 1942 года  Сталин подписал постановление Государственного комитета обороны № 1563с   о строительстве  первого магистрального газопровода   СССР Бугуруслан-Куйбышев.
Решение строить первый  магистральный газопровод  в  Куйбышевской области было обусловлено не только тем, что город стал запасной столицей СССР военного времени, а скорее тем, что сюда были с западных промышленно развитых областей страны эвакуированы  80 крупных заводов и фабрик, а всего 123 предприятия, которые стали основой оборонной промышленности, кузницей будущей великой победы.

Эвакуированное оборудование, станки выгружались с железнодорожных платформ на на станции Безымянка   и часто на промышленных площадках под открытым небом подключались к временным силовым кабелям, протянутым от  Безымянской ТЭЦ и начинали работать на нужды фронта.
Фронт же неумолимо диктовал свои условия. Требовалось  немедленное выполнение  чрезвычайно больших военных заказов. Их актуальность и грандиозные масштабы требовали срочного решения проблемы резкого повышения энерговооруженности  эвакуированных предприятий. Однако, топлива категорически не хватало, поэтому  20.05.1942 г. в Куйбышеве создается Управление строительства газопровода Бугуруслан-Куйбышев.  Опыта строительства газопроводов не было, поэтому из Баку срочно были командированы 800 квалифицированных нефтяников с семьями ис оборудованием.
Прибытие «южного десанта» в Похвистнево и Бугуруслан пришлось на разгар русской зимы. Свирепый мороз, столпотворение, дефицит жилья и топлива.
Люди работали на износ. К работе главным образом привлекались колхозники и местное население, в основном подростки и женщины. В числе строителей: мобилизованные местные жители и  заключенные, переданные НКВД в распоряжение управления строительством.
В обстановке строжайшей секретности, когда не все землекопы знали, для чего именно они копают траншеи, слова «газопровод» и «стык» озвучению не подлежали. Необходимо было выкопать траншеи общей протяженностью 160 километров, чтобы уложить в них стальные 300-миллиметровые трубы магистрального газопровода.  За 20 километров до Безымянской ТЭЦ трубы кончились. На недостающем отрезке газопровода было решено заменить стальные трубы на асбоцементные, но и они за полтора километра до ТЭЦ кончились,  пришлось завершить прокладку первого в СССР магистрального газопровода отработанными орудийными стволами!…
И все это приходилось делать в ручную простейшими инструментами – ломом и лопатой и даже… используя тепло собственного, ослабленного войной, женского тела для согревания резиновых муфт под фуфайкой!  Зимой от холода муфты теряли эластичность и натянуть резиновую муфту на стык асбоцементных труб было невозможно.
1943 год, — война… народ Советского Союза уже два года терпит лишения военного времени, страдания, голод, холод,  изматывающая работа в невыносимых условиях.     Вначале это была  работа на станках под открытым небом и в грязь и в холод, при минусовых температурах зимой.
Это был подвиг всего советского народа во имя великой Победы над сильным и хорошо вооруженным противником.
Зимние холода, мороз был смертелен для фашистских агрессоров, но не для детей и женщин, которые за пределом своих человеческих возможностей  у станков на производстве изделий для фронта заменили своих мужей и отцов, ушедших на фронт защищать свою,… нашу Родину.

Граждане нашей страны, «Братья и сестры», как их назвал Сталин в начале войны, делают самолеты, танки, пулеметы, снаряды и всё другое, что требуется фронту.
Недоедание, недосыпание, болезни, — все это постоянно сопровождало людей в годы войны.
И несмотря на трудности и проблемы, о которых мы, всё же, не имеем глубокого  понятия, в 1943-ем военном году было завершено строительство и начал работать первый в СССР магистральный газопровод!Конечно же, производственные цеха, срочно возведенные для новых военных заводов, переехавших с запада страны в Куйбышев, нуждались не только в станках, оборудовании, технологиях, но и в тепле и в свете. Дров, мазута, угля, который поставлялся из Казахстана категорично не хватало. Только газ Бугуруслана мог решить эту жизненно важную проблему.
И проблема была решена за 527 ударных военных холодных дней и ночей!
Через 527 дней после начала строительства магистрального газопровода газ поступил в запасную военную столицу СССР — в Куйбышев!
Газ Бугуруслана заменил 36 тысяч тонн мазута, 300 тысяч тонн привозного угля и , конечно, отпала потребность в несметном количестве кубометров дров!
Бугуруслан-Куйбышев, — какие замечательные тёплые слова…
Для Куйбышева это означало тепло и свет людям. Именно эти слова стали сегодня слоганом предприятия ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА.
15 сентября 1943 года магистральный газопровод Бугуруслан – Куйбышев был сдан в эксплуатацию!
Для эвакуированных предприятий, для людей была решена проблема тепла, света и электроэнергии.
Из статьи начальника Главнефтегаза Юлия Боксермана «Первенец газовой индустрии»: «Помню, как радовались этому событию (пуску газопровода Бугуруслан-Куйбышев») авиаконструктор С.В. Ильюшин,чьи штурмовики изготавливались здесь, директор одного из заводов П.В. Дементьев(впоследствии министр авиационной промышленности), начальник главка Д.Е. Кофман и многие другие.
Через три месяца после эвакуации из Воронежа авиационный завод №18 здесь, в Куйбышеве, начал выпускать самолеты-штурмовики ИЛ-2! Всего было выпущено более 15 тысяч этих самолетов, -«летающих танков», как их называли с любовью в народе.
Крупный промышленный оборонный комплекс получил замечательное топливо, которое поступало по подземной магистрали без каких-либо перебоев.
ТЕПЛО И СВЕТ! Как много они значат для нас! Постоянно пользуясь ими, мы иногда забываем, что они значат для самой жизни!
Не золото, не алмазы или бриллианты, а ТЕПЛО И СВЕТ именно эту безусловную драгоценность нам дарят сегодня работники ГАЗПРОМА.
И не думайте, что это дается им легко и просто.
Десятки тысяч километров магистральных газопроводов и обслуживающее трубопровод оборудование: многочисленные газовые краны, клапана, заглушки и другое технологическое оборудование газоперекачивающих агрегатов и компрессорных станций не укроешь в обогреваемом помещении, они по-прежнему эксплуатируются под открытым небом.
Влага, всегда находящаяся в воздухе, зимой замерзает и сковывает трущиеся части и детали газового оборудования. И с этим приходится днем и ночью бороться.
Для Газпрома  война с морозом и жарой продолжается: техника, как и люди не любит жары и холода. И, что греха таить, случается отказывает, но мы не знаем, не догадываемся об этом, поскольку газ в конфорках наших плит не кончается. Не знаем потому, что за этим стоят трудовые подвиги и победы тех , кто себя справедливо и с гордостью именует работниками ГАЗПРОМА!
Наше человеческое спасибо им за их мирный трудовой подвиг!
И когда Вы днем или вечером бываете у стелы, установленной Самарским предприятием газовой отрасли «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ САМАРА»,  вспоминайте с благодарностью тех, кто в тяжелые военные годы сотворил это чудо:
ПЕРВЫЙ В СССР МАГИСТРАЛЬНЫЙ ГАЗОПРОВОД БУГУРУСЛАН — КУЙБЫШЕВ и тех, кто сегодня в борьбе с морозом, жарой, с непогодой  дарит вам и вашим детям тепло и свет!
И когда зажигаете голубой огонёк газовой плиты на кухне, иногда вспоминайте
с благодарностью о простых работниках ГАЗПРОМА…

Света и тепла вам, люди!
ГПА, Газоперекачивающие агрегаты, ГКС, Газ, Газпром, Трансгаз, Самара

Об авторе Евгений Картер

Родился в Куйбышеве, окончил КуАИ, три года работал старшим представителем предприятия в Москве. В трех министерствах и пяти аэродромах столицы представлял свое предприятие, решая многочисленные технические, организационные и юридические вопросы. Затем вернулся в родной город, работал в научно-исследовательской лаборатории КуАИ под руководством Генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова, решал вопросы конверсии авиадвигателя НК-12МВ в привод нагнетателя ГПА-Ц-6,3. Совместно с педставителями СМПО им. Фрунзе (г. Сумы) и другими монтировал и запускал газоперекачивающие агрегаты в эксплуатацию...
Запись опубликована в рубрике Газпром с метками , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария: Первому магистральному газопроводу СССР — 75 лет!

  1. Hdpape говорит:

    В июне 1945 года создан трест «Куйбышевгаз» Главгазтоппрома при Совмине СССР (г. Похвистнево)— первенец Газпрома. За первые 4,5 года трест подает в Куйбышев 1 миллиард 27 млн кубов газа, по территории области прокладывается 287 км магистральных газопроводов, 60 км газосборных и газораспределительных сетей.

  2. Denis говорит:

    15 сентября 1943 года был сдан в эксплуатацию газопровод Бугуруслан — Похвистнево — Куйбышев протяженностью 165 км и мощностью 220 млн кубометров в год. В этот день первый газ поступил на Безымянскую ТЭЦ. Именно с этого газопровода начинается история развития газотранспортной системы СССР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.