Просто о сложном

Странные мы, все-таки люди: назвали газокомпрессорными станциями (ГКС) то, что по логике правильно называть газоперекачивающими (ГПС).
Privod GPA 63_e Мы ведь не называем швейную мшину игольчатым механизмом, поскольку в ее конструкци всегда присутствует игла, а швейный цех не называем игольчатым цехом…       Дело в том, что название устройству дается не по названию одного из  элементов его конструкции, будь то игла или компрессор, а по выполняемой функции. Магистральные газопроводы строятся не для компрессии газов, а для перекачки их с месторождения к потребителю, поэтому логично и производственные отделения (станции, цеха)  называть не компрессорными, а перекачивающими, сокращенно — ГПС.  К тому же, основное устройство, обеспечивающее выполнение основной функции станции, называется газоперекачивающим агрегатом (ГПА).
Теперь о другой странности.
То, что на схеме вы видите под названием «Компрессор» логичнее было бы назвать насосом…  Однако, прежде в составе ГПА-Ц-6,3  это   называлось «нагнетатель».ГПА-Ц-6,3

Соответствовало ли прежнее название назначению устройства?  Отвечу : да, поскольку в слове нагнетатель просматриваются две составляющие:  давление и перемещение,  т.е.  это устройство через давление «гонит»  газ по трубопроводу.
В отличие от нагнетателя компрессор не перекачивает, не «гонит»,  а сжимает газы до избыточного давления. Перемещение газов в нём  не просматривается. Оно может иметь место, как средство, но не как цель. Поэтому правильнее было бы вернуться к прежнему названию этого устройства — «НАГНЕТАТЕЛЬ», а производственные цеха магистральных газопроводов сокращенно называть «ГПС».
Вернемся к газоперекачивающему агрегату, прежде всего мы говорим о двигателе, как одной из основных составляющих ГПА. Между двигателем и компрессором находится улитка, отводящая выхлопные газы от двигателя. Через центральное отверстие в улитке проходит вал, соединяющий компрессор с двигателем. Этот вал часто называют промвалом, иногда торсионным, но согласно прикладной науке «Детали машин» следует правильно называть: «вал», поскольку так называют оси, которые передают крутящий момент…
Вот и все основные части газоперекачивающего агрегата… В принципе всё очень просто, правда?..
В замечательном фильме о ракетостроителях «Укрощение огня» была произнесена интересная фраза, которую я воспроизвожу по смыслу : «В принципе человека можно из одной точки пространства перебросить в другую по электрическим проводам, но проблемы, которые возникают при этом оказываются трудно преодолимыми…»
Так и здесь. В тесном пространстве газоперекачивающего агрегата собраны горючие вещества (газ, масло), имеется огонь в камере сгорания двигателя, имеется кислород в атмосфере и сжатый воздух в компрессоре двигателя. Малейшая неисправность, утечка газа либо масла и взрыв гремучей смеси неизбежен. Последствия такого взрыва ужасны.Islandvulkan
Исландский вулкан Эйяфьятлайокудль (Eyjafjallajokull),  парализовавший авиарейсы Европы в апреле 2010 года может выглядеть безобидной детской дымовой шашкой  в сравнении с полукилометровым столбом пламени вырвавшегося из магистрального газопровода. Укрощение огня имеет место не только в ракетостроении, но и на магистральных газопроводах.
Здесь это — серьезнейшая проблема и ей придается важнейшее значение.  Поэтому для обеспечения безопасной работы ГПА в его состав включаются многочисленные средства предупреждения и  системы защиты.
В результате все оказывается не так просто, однако в итоге  мы всё же  получаем симпатичный голубой огонек газовой плиты на нашей кухне, который уже несколько десятилетий делает нашу жизнь более комфортной.Gorelka Напоминаем : в России мы – первые!
Покажите нам любую площадку возле магистрального газопровода, и вскоре на ней как грибы после дождя дружно поднимутся семейства новых ГПА!

E-mail: gpac163@gmail.com

Об авторе Евгений Картер

Родился в Куйбышеве, окончил КуАИ, три года работал старшим представителем предприятия в Москве. В трех министерствах и пяти аэродромах столицы представлял свое предприятие, решая многочисленные технические, организационные и юридические вопросы. Затем вернулся в родной город, работал в научно-исследовательской лаборатории КуАИ под руководством Генерального конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова, решал вопросы конверсии авиадвигателя НК-12МВ в привод нагнетателя ГПА-Ц-6,3. Совместно с педставителями СМПО им. Фрунзе (г. Сумы) и другими монтировал и запускал газоперекачивающие агрегаты в эксплуатацию...
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *